Советский тяжелый танк Объект 279 – уникальная разработка СССР

Советский тяжелый танк Объект 279 – одна из самых необычных из когда-либо построенных бронемашин. Из-за формы корпуса его называют танком-НЛО или луноходом. История этой экспериментальной машины хоть и коротка, но полна легенд.

Советский тяжелый танк Объект 279 - уникальная разработка СССР
Объект 279

С окончанием Второй мировой войны в СССР начались работы по созданию более современных конструкций тяжелых танков. Опыт войны и появление новых западных разработок в 1956 году положили начало работам над новым поколением тяжелых танков.

В том же году Главное автобронетанковое управление Министерства обороны определила тактико-технические требования к новому тяжелому танку. Новая машина должна была отличаться мощным вооружением и толстой броней. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие конструкторские бюро Ленинградского Кировского завода (два проекта: Объект 277 и Объект 279) и Челябинского Тракторного Завода (Объект 770). Предполагалось, что новая машина будет весить не более 50-60 тонн и будет вооружена 130-мм пушкой, значительно улучшенной версией орудия, используемого в ИС-7. Новый внешний вид также должен был стать ответом на появление на западе танков M103. Чтобы полностью описать структуру Объекта 279, прежде всего необходимо представить остальные конструкции, участвовавшие в конкурсе.

Объект 277

Советский тяжелый танк Объект 279 - уникальная разработка СССР
Объект 277

Опытный образец тяжелого танка Объект 277 был разработан в конструкторском бюро Ленинградского Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина. Эта машина была скорее продолжением уже существующих конструкций, таких как ИС-7 или Т-10, и переняла от них многие черты, в частности корпус, который представлял собой удлиненную версию ИС-7.

Разница заключалась в добавлении одной пары опорных катков. Танк имел классическую конструкцию, его экипаж состоял из 4 человек. Вооружен 130-мм пушкой М-65 и 14,5-мм пулеметом КПВТ. Запас боекомплекта составлял 26 (по некоторым данным 35) снарядов к пушке и 250 патронов к пулемету. Был оснащен 12-цилиндровым двигателем М-850 мощностью 1090 л.с. при 1850 об/мин.

Башня танка была полностью литой, броня корпуса выполнялась из сварных катаных листов, а в лобовой части – литьё толщиной около 120 мм. В целом толщина брони составляла от 77 до 290 мм. Единственный сохранившийся экземпляр этой машины находится в Музее бронетанкового оружия в подмосковной Кубинке.

Объект 770

Советский тяжелый танк Объект 279 - уникальная разработка СССР
Объект 770

Второй машиной, участвовавшей в конкурсе, стал Объект 770, разработанный на Челябинском заводе под руководством П. П. Исакова. Эта машина, в отличие от Объекта 277, создавалась «с нуля» и отличалаась более новыми конструктивными решениями, но имела такое же вооружение, такой же боекомплект и, примерно, такую же броню. Экипаж также составлял 4 человека.

Объект 770 был оснащен 10-цилиндровым двигателем ДТН-10 мощностью 1000 л.с. при примерно 2500 об/мин. Как и в случае с Объектом 277, единственный сохранившийся экземпляр находится в Кубинке.

Выбор читателей:  Месть за Холокост. Еврейские мстители после Второй мировой войны.

Объект 279

Советский тяжелый танк Объект 279 - уникальная разработка СССР
Объект 279 в Кубинке

Третьим танком, участвовавшим в соревнованиях, стал Объект 279. Машина полностью отличалась от других конкурсантов внешним видом и множеством примененных решений. Конструкторские работы над проектом возглавлял Л. С. Троянов.

Танк отличался необычным дизайном при сохранении классической компоновки – рулевое отделение спереди, боевое посередине, а двигатель сзади. Был построен один полностью укомплектованный прототип и отправлен на полевые испытания. В некоторых источниках упоминается о существовании еще двух машин, но нет никаких данных о их оснащении. Экипаж состоял из 4 человек.

Описание конструкции

Корпус танка был сварен из литых элементов и дополнительно покрыт тонким слоем стали большей прочности, создающей противоударные экраны. Корпус был отлит таким образом, чтобы максимально увеличить рикошет снарядов противника.

Советский тяжелый танк Объект 279 - уникальная разработка СССР
Объект 279 в Кубинке

В различных публикациях по этому танку также можно найти информацию, что такая форма корпуса должна была снизить воздействие ударной волны от взрыва атомной бомбы (на практике сомнительно, чтобы такая конструкция каким-либо образом повлияла на повышение устойчивости машины и устойчивости к взрывной волне). Броня корпуса была местами толщиной примерно до 270 мм.

Башня танка была полностью литой и достигала толщины до 305 мм. В ней находились 130-мм пушка М-65, как и в остальных машинах и 14,5-мм пулемет КПВТ спаренный с пушкой. Дополнительным оборудованием башни была полуавтоматическая раздельная система заряжания – напомним, что боекомплект был двухкомпонентным: сначала снаряд, а затем второй сегмент, то есть сам пороховой заряд. Дополнительными элементами, использованными в башне, были система стабилизации в двух плоскостях, установлена полуавтоматическая система управления огнем и прицел-дальномер ТПД-2С. Запас боекомплекта составлял 24 пушечных снаряда.

Самое интересное в этом танке – это система привода, состоящая из 4-х гусениц. За счет использования такой системы удельное давление на землю было крайне низким – около 0,6 кг/см2 (в некоторых источниках говорится, что оно было ниже давления человеческой ступни).

Советский тяжелый танк Объект 279 - уникальная разработка СССР
Объект 279 чертежи

Объект 279 имел гидропневматическую подвеску с регулируемым клиренсом. Результатом такой конструкции ходовой части стали отличные тяговые свойства танка. Он мог очень легко перемещаться по болотистому грунту или глубокому снегу, где другие танки зарывались и увязали.

Приводная система, несмотря на ее прекрасные свойства, была относительно проблематичной в эксплуатации и вызывала множество трудностей при надлежащем обслуживании и использовании. Интересно, как должен был выглядеть ремонт сломанной гусеницы, находящейся в середине ходовой части? Хотя, даже при повреждении одной гусеницы, танк мог продолжить движение на оставшихся трёх.

Выбор читателей:  Санкт-Петербург был переименован 3 раза за 100 лет.

Дополнительно можно добавить, что в пилонах, поддерживающих подвеску, находились топливные баки. Привод танка – 16-цилиндровый двигатель ДГ-1000 Н мощностью 950 л.с. при 2500 об/мин. Также в некоторых источниках упоминается о другом моторе – 2ДГ-8М, который отличается от первого характеристиками – 1000 л.с. при 2400 об мин. Танк развивал максимальную скорость по бездорожью 55 км/ч и запас хода по около 250 км.

Танк успешно прошел полевые испытания, в ходе которых показал отличные ходовые качества по бездорожью, но также выявил множество недостатков машины, в основном связанных с довольно сложной конструкцией ходовой части. В августе 1960 г. на конференции в Москве, посвященной развитию бронетанковой техники, присутствовали почти все лица, связанные с бронетанковой промышленностью, а также представители правительства и вооруженных сил; Было принято решение о полном отказе от работ по этим объектам. “Благодаря” реформам руководителя Советского Союза генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва, который запретил разрабатывать танки весом более 37 тонн, история 279 была закончена.

Это был конец всех проектов тяжелых танков в Советском Союзе.

В настоящее время единственный сохранившийся Объект 279 находится в Музее бронетанкового оружия в Кубинке, где вызывает большой интерес у посетителей. Этот танк представляет собой очень загадочную конструкцию и найти более подробную информацию о нем очень сложно. Имеющиеся данные тоже следует брать с некоторой дистанцией.

Тактико-технические характеристики танка Объект 279

Вес: около 60 тонн
Размеры: общая длина с орудием 1024 см, длина корпуса около 720 см, ширина 340 см, высота 248 см.
Экипаж: 4 человека
Вооружение: 130-мм пушка М-65, 14,5-мм пушка КПВТ.
Броня: корпус сварен из литых элементов, максимальная толщина 270 мм, башня литая, максимальная толщина брони около 305 мм.
Двигатель: 16-цилиндровый дизель типа Н с горизонтальным расположением цилиндров – ДГ-1000 мощностью 950 л.с. при 2500 об/мин или двигатель 2ДГ-8М 1000 л.с. при 2400 об/мин с жидкостным охлаждением.
Система привода: гидропневматическая трансмиссия, полуавтоматическая планетарная коробка передач (3 передачи переднего хода, 1 передача заднего хода)
Ходовая часть: независимая подвеска, катки подвешены на централизованно управляемых гидропневматических узлах с возможностью регулировки дорожного просвета, 4 гусеницы стальные, однополюсные, двухгребневые.
Максимальная скорость: 55 км/ч
Запас хода: около 250 км в пути
Мог преодолевать броды глубиной 120 см.

Что вы думаете по этому поводу?
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0