Самый длинный автомобильный мост в мире находится в Китае – это мост, соединяющий Гонконг, Чжухай и Макао, крупнейшие города в дельте Жемчужной реки (Чжуцзян). Мост считается инженерным чудом, и того количества материалов, которое было использовано для его строительства, хватило бы на 60 Эйфелевых башен!
Планы моста Гонконг – Чжухай – Макао
Первые планы по строительству моста появились еще в 1980-х годах. Гордон Ву, основатель компании Hopewell Holdings, предложил идею соединить Китай, Гонконг и Макао в 1983 году.
В 1988 году он представил свою концепцию чиновникам из Гуандуна и Пекина. Проект должен был начаться около Туен Мун в Гонконге (немного дальше к северу от текущего проекта) и пересечь устье реки через остров Нейлдинг и остров Циао. Строительство моста должно было закончиться в деревне Танцзя, и новой дорогой на юг до Макао. Однако после протестов на площади Тяньаньмэнь в середине 1989 года дискуссии на эту тему прекратились.
Власти Чжухая продвигали идею Гордона Ву под названием Мост Линдинъян, и в середине 1990 года был построен мост, соединяющий материк с островом Циао, который должен был стать первым этапом маршрута в проекте Ву – интересно, что проект до сих пор не был одобрен правительствами Китая, или Гонконга. Лишь 30 декабря 1997 года центральное правительство Китая поддержало эту концепцию.
Строительство самого длинного моста
В 2003 году была создана специальная группа по предварительной работе для координации проекта. В августе 2008 года центральное правительство Китая, власти Гуандуна, Гонконга и Макао согласились профинансировать 42% общих расходов. Остальные 58% приходились на кредиты Банка Китая. Но в марте 2009 года сообщалось, что государственные субсидии покроют только 22% от общей стоимости.
Строительство самого длинного автомобильного моста в мире началось 15 декабря 2009 года на китайской стороне. А через два года (декабрь 2011 года) началось возведение участка проекта в Гонконге.
Создание главного моста, состоящего из виадука и подводного тоннеля, было завершено 6 июля 2017 года, а всего проекта 6 февраля 2018 года.
Тесты безопасности
В 2017 году независимая комиссия по борьбе с коррупцией в Гонконге арестовала 21 сотрудника за фальсификацию результатов испытаний, которые потенциально могли угрожать безопасности. После ещё одной проверки Департамент автомобильных подтвердил, что результаты испытаний соответствуют стандартам безопасности.
Параметры моста
Мост Гонконг-Чжухай-Макао (сокращенно HZMB) имеет длину 55 километров и состоит из трех участков: основной (29,6 км), мост длиной более 22 км (три полосы в каждую сторону) и туннеля 6,7 км под водой. В рамках этого огромного проекта были также построены два искусственных острова, между которыми расположен вышеупомянутый туннель.
Второй участок – это дорога, ведущая в Гонконг (12 км), а третий (13,4 км) ведет в Чжухай.
Мост был спроектирован на 120 лет эксплуатации, а его стоимость составляет 126,9 млрд юаней (18,77 млрд долларов США или 1 383 621 165 000 рублей (по курсу ЦБ РФ на 16.04.2020))!
Самый длинный в мире автомобильный мост так спроектирован, что готов противостоять сильнейшим тайфунам и землетрясениям, характерным для региона. Кроме того, весь маршрут продуман таким образом, чтобы не препятствовать движению судов в бухте.
Изначально планировалось, что он будет введен в эксплуатацию в конце 2016 года, но церемония открытия не состоялась до 23 октября 2018 года.
Слияние правостороннего и левостороннего движения
Стоит добавить, что в Китае правостороннее движение, а в Гонконге и Макао – левостороннее. Для решения этой проблемы использовались переходные виадуки, которые расположены на искусственных островах, упомянутых выше.
Гонконг-Чжухай-Макао – сборы и путевки
Массивный мост сокращает время в пути от Макао до Гонконга с 4 часов до 30 минут. К сожалению, маршрут доступен не для каждого. Лишь водители со специальными разрешениями могут пользоваться мостом, другие же путешественники могут воспользоваться специальными автобусами или арендовать специальные автомобили. К счастью, маршрутные автобусы HZMBus отправляются каждые 5 минут и доступны 24 часа в сутки. Билеты можно купить в торговых автоматах, а поездка на автобусе занимает около 40 минут. Всего 10 000 частных автомобилей имеют право проезда через HZMB из Гонконга в Чжухай.
Также Правительство Гонконга налагает высокие пошлины и налоги на владельцев автомобилей. Кроме того, регистрация транспортного средства требует от вас предоставления большого количества документов. Все это направлено на сокращение трафика на сильно перегруженных дорогах.
Экономические последствия открытия моста
HZMB соединяет три больших города , которые разделены водой. Более короткий путь между ними – стимулирование экономики региона. Также создана экономическая зона, целью которой является содействие экономическому развитию всей дельты реки Чжуцзян. Кроме того, в 2015 году район Хэнцинь в Чжухай был обозначен как зона свободной торговли.
“Мост крови и слез”
По некоторым оценкам, во время строительства моста погибло не менее 19 человек, и эти данные относятся только к Гонконгу. Кроме того, сообщается, что во время работы пострадали от 234 до 600 человек. В тоже время данные с китайской стороны не разглашаются. Вице-президент лейбористской партии Фернандо Чеунг выразил обеспокоенность по поводу этого факта, по его словам, ситуация в Китае может быть в 10 раз хуже и назвал этот проект «мостом крови и слез».