в

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро и парижская богема эпохи романтизма

Великие художники часто использовали марихуану, гашиш и кокаин для усиления своих творческой фантазии. Регулярное употребление ныне запрещённых веществ часто приписывают: Уильяму Шекспиру, Вольфгангу Амадею Моцарту, Оскару Уайльду, Луи Армстронгу и, конечно, не стоит забывать о «Клубе гашишистов», в который входили Александр Дюма, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Шарль Бодлер и Эжен Делакруа.

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма

Ученые находили следы стимуляторов на трубках, которые столетия назад принадлежали великим мастерам. А об употреблении наркотиков можно с лёгкость найти немало упоминаний в выдающихся произведениях разных эпох.

Картина Джентльмены курят и играют в нарды в комнате голландского художника Дирка Хальса, 1627 г.
Картина Дирка Хальса «Джентльмены курят и играют в нарды в комнате», 1627 г.

В Париже на острове Святого Луи находится очень интересный памятник архитектуры – Отель де Лаузан. Сегодня здесь принимают официальные делегации со всего мира, но дворец, украшенный прекрасными фресками 17 века (они сохранились до наших дней), когда-то был местом встречи парижской элиты эпохи романтизма. В девятнадцатом веке квартиры на первом этаже арендовали Шарль Бодлер и Теофиль Готье, которые вместе с другими художниками основали так называемый «Клуб гашишистов». Помимо употребления гашиша, гости могли попробовать в этом месте знаменитые консервы доктора Моро.

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма
Жак-Жозеф Моро

Исследователь влияния наркотиков на мозг человека экспериментировал с французскими классиками. Деликатесы докторского клуба приводили некоторых гостей в эйфорию, другие же посещали это заведение только ради компании.

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма
Отель де Лаузан

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма

Дворец был построен богатым финансистом Шарлем Грюн-де-Борд в 1657 году и первоначально назывался Hôtel Particulier. В восемнадцатом и девятнадцатом веках здание также принадлежало аристократии, которая сдавала некоторые помещения в аренду мастерам и художникам, где проживала большая часть тогдашнего богемного Парижа.

Выбор читателей:  Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо

Сложно даже определить, кто из персонажей, входивших в наркоклуб, был самым колоритным.

Гашиш и марихуану стали привозить во Францию солдаты Наполеона, возвращавшиеся из Египта, и с этого момента интерес к стимуляторам в научных, а затем и в художественных кругах рос. Психиатр Жак Моро после 4-летнего путешествия по странам Востока (1836-1840) обнаружил эффекты каннабиса и возглавил исследование влияния гашиша на нервную систему человека. Он проводил задокументированные эксперименты в Париже, где с начала XIX века художественная элита вступила в эпоху романтизма. Литературные произведения, состоящие из странных и пугающих элементов, были типичными для нынешнего направления. Именно тогда были созданы вневременные романы Виктора Гюго «Отель де Лаузан» и «Отверженные». В то время в столице Франции кипела жизнь, и изменения обычаев и образа жизни шли рука об руку с увеличением потребления различных, ранее неизвестных ресурсов.

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма
Виктор Гюго

Экзотические консервы доктора Моро очень быстро понравились парижанам, которые любили экспериментировать с веществами, стимулирующими их воображение. Фирменными блюдами, подаваемыми в Club des Hashischins, были зеленая паста, которая помимо гашиша также содержала мед, фисташковую муку, миндаль и масло. Джемы часто растворяли в кофе или чае. Дегустации и эксперименты продолжались с 1844 по 1849 год, а здание клуба действовало под названием Hôtel Pimodan.

Выбор читателей:  Почему нам нужно добавлять один день каждые четыре года?

Во французской литературе того периода есть много упоминаний и даже целых произведений, посвященных посещению клуба интеллектуальной элиты Парижа и эмоциям после приема продуктов доктора Моро. Вечерами в роскошно оформленном лаундже проводились обширные церемонии, и там играла музыка. Теофиль Готье, французский писатель фантастических романов, также присутствовал на собраниях и написал о своем первом посещении в одном из рассказов, опубликованных для ежемесячного журнала Revue des Deux Mondes:

«Однажды декабрьским вечером я последовал за голосом таинственного вызова, составленного загадочным образом, который понимали лишь немногие, и прибыл в отдаленный район, оазис уединения вдали от центра Парижа, через реку, которая, кажется, защищает себя от цивилизации двумя руками. В старом доме на Сен-Луи, в отеле Pimodan, был странный клуб, членом которого я был. Недавно здесь проводились ежемесячные собрания, на которых я должен был присутствовать впервые.»

Позже автор описывает эйфорические и кошмарные видения участников встречи, которые через некоторое время возвращаются к реальности. Готье еще несколько раз принимал гашиш, но только в экспериментальных целях. Он считал, что настоящий художник может писать без стимуляторов. В своих статьях он подробно описал три стадии ощущений после приема препарата: гиперчувствительность к раздражителям, ощущение замедления времени и фантастические видения.

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма
Теофиль Готье
«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма
Клуб гашишистов в период своего расцвета. Готье стоит между Моро и Рембо

Шарль Бодлер также написал значительный труд под влиянием собраний во дворце Пимодан. В работе «Искусственный рай» из четырех частей он описывает все виды употребления наркотиков, моральные и культурные дилеммы.

«Что это за чувство? Что ты видишь? Замечательные вещи, не правда ли? Неординарные шоу? Это очень красиво? Очень страшно? Очень опасно?»

Отрывок из «Искусственный рай» Шарля Бодлера.

Последняя часть самая интересная. «Морал», в котором поэт резюмирует свой опыт употребления наркотиков:

«(…) гашиш придает или, по крайней мере, усиливает гениальность, но при этом забывается, что по своей природе гашиш ограничивает нашу свободную волю.»

Отрывок из «Искусственный рай» Шарля Бодлера.

В других фрагментах Бодлера порции гашиша весом в несколько десятков граммов, смешанные с жирным сахаром, ванилью, корицей, фисташками, миндалем и мускусом, заворачивались в специальные вафли и затем растворялись в кофе. Курение гашиша было описано как непривлекательный метод употребления с чрезмерным замедляющим и вызывающим сон эффектами.

Шарль Бодлер впервые столкнулся с наркотиками во время поездки в Индию. Шторм помешал ему добраться до места назначения, и он остановился на Маврикии. Вернувшись в Париж, он жил за счет своего наследства и создавал противоречивые произведения, поражавшие эротикой и затрагивающие темы различных отклонений и проституции. Семья не поддерживала его, поэтому поэт оборвал с ней контакт. Помимо сборника «Искусственный рай», он также написал «Цветы зла», из-за которых на него подали в суд за оскорбление общественной морали. Дело закончилось штрафом и конфискацией некоторых текстов.

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма
Шарль Бодлер

«Искусственный рай» и статьи в парижской прессе изображали гашиш как «демона, связывающего волю», но в «Клубе гашишистов» также проводились научные и новаторские исследования свойств вещества.

Доктор Моро проводил различие между сновидениями, бредом и галлюцинациями, вызванными лекарствами. Он также утверждал, что в ходе экспериментов над собой и остальной парижской элитой он открыл рецепты обезболивающих и расслабляющих. В первой в мире научной работе о влиянии гашиша на нервную систему человека он писал:

«Тщательно наблюдая за реакциями людей, включая мою собственную, … я обнаружил, что эти психоактивные вещества могут лечить психические заболевания, если их вводить пациентам в качестве лекарства»

« О гашише и психическом отчуждении »(« Du Hachisch et de l’alienacji mentale ») Жак-Жозеф Моро

Его исследования 1845 года по экзотическим дурманам и гашишам были собраны в упорядоченную коллекцию. Они задокументировали пользу как для физического, так и для психического здоровья и в конечном итоге послужили вдохновением для современной психофармакологии в изобретении современных лекарственных препаратов.

«Клуб гашишистов» XIX века, консервы доктора Моро  и парижская богема эпохи романтизма
Отель де Лаузан, место встречи клуба.

Оноре де Бальзак, Эжен Делакруа, Жерар де Нерваль, Гюстав Флобер и Александр Дюма также лечились лекарствами, импортированными из Алжира и Египта. Знаменитое общество за время деятельности «Клуба гашишистов» создало множество эпохальных литературных произведений. Несомненное влияние этого своеобразного сообщества на развитие романтизма, однако, не может скрыть катастрофические последствия, которые произошли у некоторых художников после многих лет злоупотребления гашишем и опиатами. А также привела к социальному отчуждению и разрыву связей с семьей, что лучше всего видно на примере Шарля Бодлера, который умер в одиночестве в Брюсселе.

История парижского клуба прекрасно иллюстрирует, что столетия назад в обществе существовали споры о наркотиках и стимуляторах. Завсегдатаи арендованной квартиры на первом этаже предоставили нам первую задокументированную информацию о воздействии марихуаны и гашиша, но именно их научные и художественные достижения сделали их всемирно известными.

Что вы думаете по этому поводу?
+1
+1
+1
+1
+1
+1
+1
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments